Важные документы

Выдержки из кодекса  Республики Беларусь об образовании.

13 января 2011г. № 243-З

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ VII
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГЛАВА 18
СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 141. Система дошкольного образования

1. Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.

2. Ранний возраст – начальный этап физического, психического и социального развития личности ребенка от двух месяцев до трех лет.

3. Дошкольный возраст – этап физического, психического и социального развития личности ребенка от трех лет до приема его в учреждение образования для получения общего среднего или специального образования.

4. Система дошкольного образования включает в себя:

4.1. участников образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования;

4.2. образовательную программу дошкольного образования;

4.3. учреждения дошкольного образования;

4.4. иные учреждения образования, реализующие образовательную программу дошкольного образования;

4.5. иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательную программу дошкольного образования;

4.6. индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования;

4.7. государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы дошкольного образования;

4.8. республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере дошкольного образования.

Статья 142. Образовательная программа дошкольного образования

1. Образовательная программа дошкольного образования реализуется в дневной форме получения образования.

2. Образовательная программа дошкольного образования реализуется в учреждениях дошкольного образования, социально-педагогических учреждениях, яслях-саду – начальной школе, яслях-саду – базовой школе, яслях-саду – средней школе, детском саду – начальной школе, детском саду – базовой школе, детском саду – средней школе, школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также может быть реализована иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Статья 144. Срок получения дошкольного образования

Срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.

 

1. Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.

2. Ранний возраст – начальный этап физического, психического и социального развития личности ребенка от двух месяцев до трех лет.

3. Дошкольный возраст – этап физического, психического и социального развития личности ребенка от трех лет до приема его в учреждение образования для получения общего среднего или специального образования.

4. Система дошкольного образования включает в себя:

4.1. участников образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования;

4.2. образовательную программу дошкольного образования;

4.3. учреждения дошкольного образования;

4.4. иные учреждения образования, реализующие образовательную программу дошкольного образования;

4.5. иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательную программу дошкольного образования;

4.6. индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования;

4.7. государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы дошкольного образования;

4.8. республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере дошкольного образования.

Статья 142. Образовательная программа дошкольного образования

1. Образовательная программа дошкольного образования реализуется в дневной форме получения образования.

2. Образовательная программа дошкольного образования реализуется в учреждениях дошкольного образования, социально-педагогических учреждениях, яслях-саду – начальной школе, яслях-саду – базовой школе, яслях-саду – средней школе, детском саду – начальной школе, детском саду – базовой школе, детском саду – средней школе, школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также может быть реализована иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Статья 143. Образовательные стандарты дошкольного образования

1. Образовательные стандарты дошкольного образования определяют требования к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, срокам получения образования, организации образовательного процесса, уровню подготовки воспитанников.

2. Разработку образовательных стандартов дошкольного образования организует Министерство образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования.

3. Образовательные стандарты дошкольного образования утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 144. Срок получения дошкольного образования

Срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.

 

Официальное разъяснение Кодекса Республики Беларусь 

о Браке и Семье

Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей.

Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.
Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения).

При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребенка, своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними, дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет - и в суд.

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей, злоупотребление своих родительских прав, жестокое обращение с детьми оказывает вредное воздействие на детей, которое может привести к лишению родительских прав в отношении несовершеннолетних детей. Лишение родительских прав производится только в судебном порядке.

Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребёнком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе и право на получение содержания от него, право на пенсионное обеспечение после смерти ребенка и право наследования по закону, также не могут быть опекунами, попечителями или усыновителями.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию детей.

Отобрание ребёнка без лишения родительских прав и передача на его на попечение органа опеки и попечительства может произойти в том случае, если оставление ребёнка у лиц, которых он находится, опасно для него. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним и нуждающимися в помощи нетрудоспособным совершеннолетним детям, средства на их содержание взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Восстановление в родительских правах допускается, если этого требуют интересы детей и если дети не усыновлены. Восстановление в родительских правах производится только в судебном порядке по иску лица, лишенного родительских прав.

изменения Кодекса Республики Беларусь об образовании.

03.08.2022

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 10.06.2022 №401 "ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ"

03.08.2022

ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Государственный и общественный статус педагогического работника определяет, что педагогический работник является образцом профессионализма и безупречной репутации. Все участники образовательного процесса обязаны уважать честь и достоинство педагогических работников.

В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ ДОЛЖНЫ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ПРАВИЛАМИ:

  1. Реализовывать государственную политику в сфере образования.
  2. Строить работу на основе безусловного взаимного уважения достоинства обучающихся, их законных представителей, коллег.
  3. Добросовестно и качественно исполнять профессиональные обязанности. Постоянно совершенствовать свой профессионализм.
  4. Формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни.
  5. Быть честным, искренним, справедливым и открытым для общения.
  6. Проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях.
  7. В рамках законодательства сохранять тайну лично доверенной информации.
  8. Способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и педагогическом коллективе.
  9. Соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве.
  10. Внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника.
свернуть

Изменение норм питания

15.07.2022
Для Вас, родители
развернуть

На основании постановления Совета Министров Республики Беларусь

от 17.01.2022 № 29 изменены тарифные ставки платы за питание:

 

ЯСЛИ 10,5 часов - 100% = 3,59 бел. руб.

                               50% = 1,795 бел. руб.

 

САД 10,5 часов - 100% =4,61 бел. руб

                             50% =2,305 бел. руб.

свернуть

Закон о "геноциде белорусского народа"

23.05.2022

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

5 января 2022 г. № 146-З

О геноциде белорусского народа

Принят Палатой представителей 14 декабря 2021 г. Одобрен Советом Республики 22 декабря 2021 г.

Настоящий Закон принят в целях сохранения памяти о миллионах советских граждан, которые стали жертвами в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период*, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, а также на основе Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 года, Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 года и направлен на законодательное обеспечение защиты фундаментальных ценностей белорусского народа, установления действенных барьеров на пути попыток фальсификации событий и итогов Второй мировой войны, дачи справедливой оценки злодеяниям нацистских преступников и их пособников, националистических формирований в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Статья 1. Совершенные нацистскими преступниками и их пособниками, националистическими формированиями в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период злодеяния, направленные на планомерное физическое уничтожение белорусского народа** путем убийства и иных действий, признаваемых геноцидом в соответствии с законодательными актами и нормами международного права, являются геноцидом белорусского народа.

______________________________

* Под послевоенным периодом для целей настоящего Закона понимается период по 31 декабря 1951 г.

** Под белорусским народом для целей настоящей статьи понимаются советские граждане, проживавшие на территории Белорусской Советской Социалистической Республики в годы Великой Отечественной войны и (или) послевоенный период.

Статья 2. Дополнить Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. статьей 1302 следующего содержания:

«Статья 1302. Отрицание геноцида белорусского народа

  1. Отрицание геноцида белорусского народа, содержащееся в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, –

наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

  1. Действие, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное лицом, ранее судимым за отрицание геноцида белорусского народа, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, –

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.».

Статья 3. Генеральной прокуратуре принять дополнительные меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств геноцида белорусского народа, установлению лиц, причастных к его совершению, и их уголовному преследованию.

Статья 4. Совету Министров Республики Беларусь:

на постоянной основе принимать меры по:

увековечению памяти жертв геноцида белорусского народа, а также по признанию и осуждению геноцида белорусского народа на международном уровне;

распространению достоверной информации о геноциде белорусского народа, а также по просвещению граждан по вопросам геноцида белорусского народа;

в шестимесячный срок принять иные меры, направленные на реализацию настоящего Закона.

Статья 5. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

 

свернуть

Тезисы по ОСНОВНЫМ предлагаемым изменениям Конституции

03.01.2022

Тезисы по ОСНОВНЫМ предлагаемым изменениям Конституции Республики Беларусь.

Вопрос о необходимости изменения Основного Закона страны был поднят Президентом еще в 2016 году: В последующие годы были разработаны два проекта изменений в Конституцию. Однако они были отправлены на доработку, так как не отвечали всем вызовам времени и запросам общества.

На Vl Всебелорусском народном собрании в феврале 202! года было принято однозначное решение о необходимости внесения изменений и дополнений в Конституцию. После этого была сформирована Конституционная комиссия, которая работала над документом практически полгода. Затем была создана рабочая группа по доработке проекта Основного Закона страны. Шла очень детальная, скрупулёзная отработка каждого положения для того, чтобы дать ответ на все вызовы времени, но при этом не породить хаос в обществе, обеспечить согласованность всех норм и положений документа. В итоге 29 декабря 2021 г. проект изменений и дополнений в Конституцию был представлен на всенародное обсуждение.

Важный момент: основа, “костяк” Конституции сохранен. Поскольку Беларусь как суверенное государство построено именно на основе действующей Конституции: выстроено общество, в котором нет национальных и религиозных конфликтов, сформирована экономика, ориентированная на интересы людей, сохранены и развиваются традиционные для страны производства и предприятия, обеспечивается доступность медицины, образования, жизненно важных услуг.

Необходимость совершенствования Основного Закона страны продиктована в первую очередь внешними вызовами. Сегодня фактически идет глобальный передел мира. На протяжении последних лет западные страны ведут агрессивную политику, направленную на расширение своей зоны влияния. Речь идет о том, чтобы фактически поставить небольшие государства, такие как Беларусь, под внешнее управление.

Именно с этой целью в последние годы идет агрессивное навязывание нашей стране чуждой белорусам идеологии и подходов во всех сферах — от культуры, истории до экономики и социальной сферы. Здесь речь идет о попытках Запада исказить правду о Великой Отечественной войне, разрушить традиционный институт семьи, заставить отказаться от выстроенной в стране модели социальной защиты и поддержки многодетных семей, пожилых граждан, перевода жизненно важных для людей сфер образования, здравоохранения - на коммерческую основу.

В этих условиях в Конституцию необходимо внести изменения и дополнения, которые будут гарантировать защиту от внешних вызовов, в первую очередь — от попыток лишить Беларусь независимости, и сохранение социально ориентированных подходов в экономике.

Основные предлагаемые изменения и дополнения.

1.          Преамбула Конституции дополнена положениями, которые определяют основные ценности государства. Это сохранение национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций, обеспечение мира и социальной справедливости в обществе. Эти положения задают тон всему документу и развиваются далее в ОСНОВНЫХ положениях Конституции. •

2.          В Конституцию предлагается включить положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне, Эта норма направлена в первую очередь на то, чтобы противостоять попыткам переписывания истории. Сегодня агрессивно навязывается мнение о том, что не Германия, а Советский Союз виноват в развязывании войны, предпринимаются попытки обелить преступления фашистских войск и даже героизируются действия ставленников гитлеровской Германии в Беларуси (например, Вильгельм Кубе, ответственный за уничтожение мирных белорусов во время оккупации, преподносится как освободитель страны). Такое искажение исторической правды уже привело к тому, что в некоторых соседских странах фактически введен запрет на празднование Дня Победы, в открытую поддерживается нацизм. В нашей стране, где практически каждая семья потеряла родных в войне, такие подходы недопустимы. Именно поэтому в Конституцию и предлагается внести положения, которые гарантирует, что будущие поколения белорусов будут знать историческую правду

З. Беларусь всегда придерживалась миролюбивой политики, поскольку мир — одна из основных ценностей для каждого белоруса. Для сохранения и укрепления таких подходов во внешней политике в будущем, Конституцию предлагается дополнить положением о том, что Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств.

Одновременно исключается норма о стремлении к нейтралитету. В сегодняшних условиях, когда фактически идет глобальный передел сфер влияния, такие небольшие государства как Беларусь, могут обеспечить защиту национальных интересов только в связке с другими государствами. Причем, речь идет как о защите экономических интересов через создание экономических союзов, так и непосредственно о защите суверенитета через заключение договоров о коллективной безопасности.

4.            Бесплатное образование, медицина, доступность жизненно важных услуг, поддержка наиболее уязвимых категорий — все это гарантируется государством для каждого белоруса. Принцип социальной справедливости предполагает, что в свою очередь и каждый человек должен вкладываться в сохранение и развитие всех этих благ, а не только пользоваться тем, что делают другие. Например, на сегодняшний день нередки случаи, когда люди заняты в теневом бизнесе, получают высокие доходы, но скрывают их и не платят налоги: И при этом они пользуются всеми бесплатными услугами. То есть, по сути, возможность получения ими всех социальных благ финансируются за счет налогов законопослушных работников предприятий и организаций. Это несправедливо. Поэтому Конституцию предлагается дополнить нормой о том, что каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства.

5.В последние годы идет стремительное развитие технологий и информатизация всех сфер. В частности, с каждым годом фиксируется все больше преступлений, связанных с незаконным использованием персональных данных людей. Например, завладев персональными данными, преступники могут оформить кредит на человека, распоряжаться средствами с банковского счета. Кроме того, данные о месте жительства, другой личной информации могут использоваться для шантажа или ”травли” человека. Задача государства в этих условиях — обеспечить защиту интересов людей. В связи с этим в Конституцию предлагается включить норму о том, что государство создает условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании.

6. Сегодня со стороны Запада идет очень агрессивное навязывание идеологии, направленной на разрушении традиционного института семьи. Для абсолютного большинства белорусов это недопустимо, Поэтому в Конституцию предлагается включить нормы о том, что брак — это союз женщины и мужчины, что супруги имеют в браке и семье равные права, а также положения о том, что родители обязаны готовить детей к общественно полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям.

7.    В последние годы со стороны различных международных финансовых организаций неоднократно звучали призывы к руководству страны отказаться от ряда социальных программ, в том числе сократить поддержку многодетных семей, проработать вопрос введения платной медицины, Государство отказалось от внедрения таких подходов. И чтобы закрепить в будущем приоритет социальной поддержки уязвимых категорий, обеспечить доступность медицины для каждого гражданина, в Конституцию предлагается включить нормы о том, государство оказывает поддержку семьям с детьми, детям-сиротам. Проявляет заботу об инвалидах и пожилых людях и гарантирует гражданам страны право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение за счет государственных средств. Включение этих положений в Конституцию дает гарантию того, что и в дальнейшем государство сохранит и будет развивать социально ориентированную экономику.

Вместе с тем предлагается включить положение о том, что граждане обязаны принимать меры по сохранению и укреплению здоровья. Поскольку, как показывают международные исследования, здоровье человека более чем на 6094 зависит от образа жизни, и только на 100/0 - от уровня медицины.

8.  Беларусь как независимое государство во многом состоялось благодаря тому, что в стране выстроена сильная и стабильная система органов власти. Именно благодаря этому в Беларуси не было “шальной” приватизации, нет лоббирования интересов бизнеса за счет людей, сохранены и развиваются традиционные производственные сферы, обеспечено четкое функционирование бюджетных отраслей. Вместе с тем в последние годы Главой государства неоднократно поднимался вопрос о необходимости перераспределения полномочий, в частности о том, что необходимо часть полномочий Президента передать другим ветвям власти. Такой же запрос есть сегодня и со стороны общества. Поэтому в проект Конституции внесен ряд положений, направленных па изменение системы органов власти. Согласно предложенным изменениям Беларусь остается президентской республикой. За Президентом сохраняются такие важные полномочия, как назначение республиканских референдумов, премьер-министра, определение структуру правительства и назначение на должность заместителей премьер-министра, министров. Президент также ведет переговоры и подписывает международные договоры, в экстренных ситуациях может вводить чрезвычайное положение, подписывает законы, возглавляет Совет Безопасности и является Главнокомандующим Вооруженных сил,

Вместе с тем для баланса и равновесия органов власти предлагается придать Всебелорусскому народному собранию конституционный статус и наделить ВНС существенными полномочиями. В частности, в вопросах определения стратегического курса развития страны.

Это необходимое решение для обеспечения стабильности в обществе в сложившейся общественно-политической ситуации. Сегодня очевидно, что попытки внешних сил раскачать ситуацию в стране будут продолжаться. Трансформация системы органов власти, изменение Конституции в этой ситуации несет за собой достаточно большие риски, вплоть до потери суверенитета.

В этих условиях крайне важно, чтобы были механизмы, которые исключат любые попытки раскачивания ситуации и лоббирования интересов отдельных категорий в обществе, ветвей власти.

Всебелорусское народное собрание как раз и является таким органом, который обеспечит необходимый баланс, закрепит систему сдержек и противовесов в политической системе страны. Позволит обеспечить преемственность и устойчивость органов государственной власти. Это своеобразный зонтичный механизм, который защитит от принятия невзвешенных решений или решений, направленных на интересы узких категорий, обеспечит защиту от скрытого внешнего управления. Поскольку в его составе представители всех ветвей власти, а также гражданского общества. То есть все судьбоносные для страны решения будут приниматься коллегиально.

Для эффективной работы собрание предлагается наделить существенными полномочиями, в том чиссле:

-принимать основные стратегические и программные документы страны;

-инициировать внесение изменений в Конституцию и принятие других законов;

-принимать решения об импичменте Президенту;

-инициировать толкование Конституции, а также проведение проверки конституционности законов и иных нормативных правовых актов.

Также в полномочия ВНС предлагается передать вопросы формирования Конституционного и Верховного суда, Центральной избирательной комиссии.

Еще один момент. Поскольку решения ВНС будут приниматься по важнейшим вопросам, они будут носитъ обязательный характер. В связи с этим предлагается закрепить право собрания на отмену противоречащих интересам национальной безопасности правовых актов.

В случае придания ВНС конституционного статуса, его деятельность не повлечет за собой создания какого-то громоздкого административного аппарата и больших финансовых издержек. Для Беларуси это не новая структура. Она у нас действует уже на протяжении более 25 лет. Механизмы во многом отработаны. Срок полномочий делегатов составит пять лет. При этом заседания будут проходить ежегодно. В период между заседаниями решение вопросов будет обеспечиваться постоянно действующим президиумом. Это даст возможность более оперативно реагировать на ситуацию, корректировать какие-то вопросы в соответствии с запросами времени.

9.Трансформация политической системы страны предполагает определенное перераспределение полномочий среди органов власти. Главная задача при этом — не создать двоевластие и выстроить такую систему, чтобы каждая ветвь власти была сбалансирована и имела рычаги воздействия на другую, если та нарушает Конституцию или законодательство.

 В связи с этим предлагается:

  • ужесточить требования на высшую государственную должность Президента (повышение возраста — не моложе 40 лет, увеличение периода постоянного проживания в стране перед выборами с 10 до 20 лет, установление запрета на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство — это необходимо для того, чтобы исключить в политике внешнее вмешательство);
  • ввести ограничения по срокам для Главы государства (не более двух);
  • упростить процедуру импичмента (новое основание систематическое либо грубое нарушение Конституции) а также предоставить гражданам права инициировать эту процедуру (не менее 150 тысяч);
  • упразднить декрет как вид нормативного правового акта;
  • закрепить статус Президента, прекратившего исполнение своих полномочий (при его согласии он станет членом Совета Республики и делегатом ВНС).
  1. Предлагается также усилить полномочия Парламента и Правительства. В частности, назначение на ключевые должности, в том числе премьер-министра, председателя Комитета государственного контроля будет происходить по предварительному согласованию с Парламентом.

На обеспечение баланса всех ветвей власти направлено предложение о том, чтобы в случае вакантной должности Президента его полномочия возлагались на председатели Совета Республики.

Согласно действующей Конституции в таком случае полномочия Президента возлагаются на премьер-министра. Согласно проекту изменений и дополнений в Конституцию, полномочия премьер-министра значительно усиливаются, фактически, в его руках сосредотачиваются все вопросы экономического блока. Чтобы сохранить баланс и создать определенную систему сдержек и противовесов при принятии решений и предлагается возлагать полномочия Президента в случае его отсутствия на председателя Совета Республики, а не па премьер-министра.

  1. Предлагаемые изменения в части деятельности местных органов власти дадут возможность в будущем реформировать систему местного управления и самоуправления. 
  2. Определенные дополнения в Конституцию направлены и на совершенствование избирательного процесса. В частности, снимаются отдельные ограничения избирательных прав граждан. Так, право участвовать в выборах предлагается дать тем гражданам, которые находятся под стражей.

Также предлагается ввести единый день для голосования по выборам Парламента и местных Советов депутатов. На сегодняшний день такая практика хорошо себя зарекомендовала во многих государствах. В нашем случае эти предложение направлены на обеспечение удобства граждан при голосовании и на сокращение финансовых и организационных издержек.

свернуть